Многие существующие программы профилактики подростковой наркомании являются хорошим примером применения системного подхода в области работы с данной проблемой. Однако очевидно, что возможности системного подхода снижаются вследствие несогласования форм, методов, стратегий и границ профилактической работы, проводимой представителями разных отделов центров социально - психологической помощи. Имеется в виду социальный работник, педагог и психолог.
Проблема профилактики наркомании как социального явления возникает, прежде всего, на организационном уровне, где необходимо решить ряд следующих задач:
- определить границы компетенции и содержание работы социального работника, педагога, психолога;
- определить сферы и методы взаимодействия;
- установить формы организации деятельности.
В своей работе социальный работник, педагог и психолог выполняют несколько основных взаимодополняющих функций:
- диагностика;
- сбор и анализ информации;
- информирование;
- обучение;
- содействие в решение социальных и психологических проблем;
- контроль (текущий и поэтапный).
Таким образом, четко прослеживается прямая корреляция между психологией, педагогикой и общественными организациями, которая может стать, как фундаментальной основой в борьбе с наркоманией при правильном подходе к организации, так и камнем преткновения, который закроет быстрый путь к возможности решения глобальной проблемы.